Ликвидация ИП без работников
- 16 июня 2022
- Просмотров:
Если же у ИП были трудоустроены сотрудники - в список дел добавляются кадровые моменты. И хотя закрыть ИП без сотрудников проще, стоит действовать поэтапно. Чтобы не усложнять ликвидацию, придерживайтесь подготовленной для вас пошаговой инструкции.
1. Что сделать до закрытия ИП
До того как сообщить в налоговую о намерении закрыть бизнес, нужно выполнить ряд действий. Мы предлагаем придерживаться описанной в инструкции последовательности во избежание негативных последствий. В противном случае игнорирование подготовительных мер может привести к конфликтам, штрафам и даже судебным разбирательствам.
До того как закрыть ИП без работников, стоит погасить все долги, закрыть кассу и расторгнуть договор на банковский счет. Далее, опишем шаги подробнее.
1.1 Оплата долгов (бюджет, партнеры, фонды)
Для начала о долгах: стоит помнить, что после закрытия они никуда не исчезнут и не будут списаны. Дело в том, что ИП по закону отвечают личным имуществом в отношении любых обязательств, ведь статус предпринимателя неразрывен со статусом физического лица, а капиталы неразделимы.
Процесс предпринимательской деятельности в любом случае приводит к образованию начислений - по страховым взносам, налогам, сборам, контрактам и пр. С некоторыми долгами можно рассчитаться и после ликвидации, но в этом случае крайне важно придерживаться сроков, указанных ниже:
- При закрытии ИП на УСН без работников, упрощенный налог необходимо перечислить в бюджет до 25 числа месяца, следующего за датой снятия с учета. Для ИП на ЕСХН применяется то же правило.
- Ликвидации ИП на патенте без сотрудников не дает отсрочки по налогу, так как условиями патента предусматривается уплата налога до конца срока патента, а значит - закрыть его придется до подачи заявления.
- На уплату взносов в страховые фонды у предпринимателя есть всего 15 дней после закрытия. Нужно рассчитать сумму пропорционально времени, отработанному в статусе ИП в текущем году (учитывая месяцы и дни).
- С кредиторами и партнерами предприниматель должен рассчитываться по финансовым обязательствам в сроки, указанные в договоре. Ничего досрочно погашать не нужно, просто придерживайтесь дат в соглашении.
Имейте в виду, что при задержке оплаты, на основной долг начисляются неустойки и пени, а заинтересованные лица вправе потребовать погашение задолженности в судебном порядке. В сложной финансовой ситуации, когда денег на покрытие всех долгов не хватает, не стоит тянуть время - расскажите налоговой или партнерам о возникших трудностях. Вероятно, налоговая пойдет на реструктуризацию долга, а партнеры согласятся на изменение сроков расчета.
1.2 Касса: подача отчета с накопителя фискальных данных
Один из распространенных вопросов - как правильно снять кассу и нужно ли отчитываться в ФНС. Отвечаем: подавать заявление вам не придется, налоговая сама снимет с учета аппарат при исключении бизнесмена из ЕГРИП. Но, это не означает, что вопросы с кассой полностью разрешены - до ликвидации предприниматель должен снять отчет с накопителя фискальных данных и отправить его по двум адресам: оператору фискальных данных и в налоговый орган.
Новые смарт-терминалы поддерживают опцию самостоятельного формирования отчета и сами отправляют данные. Но если у вас стоит автономная касса, нужно будет отнести накопитель в налоговую или сервисный центр, чтобы считать информацию.
1.3 Расторжение договора с банком
Даже с нулевым балансом на расчетном счете нужно расторгнуть договор с банком. На сегодняшний во многих кредитных учреждениях этот процесс доступен дистанционно, но все же лучше уточнить в своем банке - что нужно для закрытия счета.
Рекомендуем прекратить отношения с банком до официальной ликвидации! Это важно, потому что в случае непредвиденного поступления по бизнес-реквизитам после снятия ИП с учета, налоговая воспримет зачисление как осуществление незаконной коммерческой деятельности. Именно по этой причине следует своевременно закрыть счет.
За получение дебиторской задолженности беспокоиться не стоит - обязанность по ее возврату не исчезнет. В случае неуплаты, как мы упоминали ранее, вы сможете требовать возврата от должников и в статусе физического лица.
2. Пошаговая инструкция по ликвидации
2.1 Документы для ликвидации ИП, пошлина
Самое приятное известие для бизнесменов - это то, что для снятия с учета не потребуется большой пакет документов. Фактически, основным документом является заявление Р26001, а дополнительные бумаги предоставляются по ситуации. Тем не менее расслабляться на этапе подготовки документов не следует - ведь ФНС очень требовательна и может отказать в ликвидации из-за малейшей ошибки, неверного шрифта или ненужного прочерка. Заполнить заявление по всем правилам вы можете с помощью нашего онлайн-сервиса - он учитывает каждое требование и автоматически заполняет графы бланка в правильной последовательности.
Оплата госпошлины и квитанция потребуются, если ИП предпочитает личное обращение в инспекцию с распечатанным или заполненным вручную заявлением. Также, пошлина платится при подаче заявления доверенным лицом или при отправке по почте. Квитанцию на сумму 160 рублей лучше сохранить и приложить к документам. Если выбираете подачу онлайн, ничего платить не нужно.
Паспорт бизнесмену нужно иметь при себе при непосредственном обращении в инспекцию или МФЦ - для удостоверения личности.
Доверенность и паспорт потребуются в случае, когда заявление за вас подает доверенный представитель.
2.2 Подача в ИФНС
При закрытии ИП без сотрудников в 2022 году можно подать документы в налоговую любым удобным образом:
- Направить по ЭЦП через онлайн-сервис. Удобный вариант дистанционной подачи, при котором вам не приходится переживать за ошибки в документах.
- Подать удаленно по ЭЦП нотариуса. Это дорогостоящая услуга.
- Записаться в ИФНС или МФЦ и подать бумажные документы лично или через доверенное лицо.
- Отправить бумаги с помощью курьера или почтовой службы.
2.3 Подтверждение ликвидации
Уведомление о результатах рассмотрения заявления бизнесмен получит через 5 дней. На его электронную почту придет сообщение от налоговой, где во вложении будет прикреплен лист записи ЕГРИП, подтверждающий ликвидацию. В случае отказа, в письме будет написана причина.
Уведомление по e-mail отправляется автоматически, а если предпринимателю нужно подтверждение закрытия бизнеса на бумаге - ему нужно обратиться по месту подачи документов, предварительно указав в заявлении Р26001 о своей потребности.
2.4 Декларация по УСН
Для бизнесменов закрытие ИП на УСН без работников отличается отсутствием необходимости предпринимать дополнительные меры для увольнения персонала. Но, наличие сотрудников не влияет на описанную последовательность. Завершающим этапом в любом случае станет подача декларации по упрощенному налогу.
В законе не указан точный период, когда бизнесмен должен сдать декларацию именно при закрытии бизнеса, но - есть разъяснительные письма, на которые можно опираться. Так, Минфин предлагает сдавать декларации до 25 числа следующего месяца, в тот же срок, в который вы должны заплатить налог.