ЭЦП для ООО от ФНС

Цифровая подпись формата УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись) - это надежно защищенная цифровая комбинация, заменяющая личную подпись. Прикрепленный к документу сертификат ЭЦП подтверждает факт подписания документа и гарантирует, что он не был изменен до отправки.
В этой статье:
  1. Почему стоит оформить ЭЦП для ООО
  2. Как руководителю компании получить ЭЦП для ООО
    1. Онлайн обращение
    2. Личный визит в налоговую
  3. Каким организациям недоступно оформление ЭЦП для ООО
  4. Дополнения к ЭЦП: зачем нужны токен и КриптоПро
  5. Сумма расходов на получение ЭЦП для ООО
  6. Срок предоставления ЭЦП для ООО в налоговой
  7. Период действия сертификата УКЭП

1. Почему стоит оформить ЭЦП для ООО

Удаленный обмен документами с партнерами и государственными органами позволяет сэкономить руководителю компании много времени. Особенно удобным электронный документооборот оказался во время пандемии: ограничения не смогли блокировать деловые процессы компаний, имеющих возможность работать с отчетами и контрактами дистанционно.

Универсальная цифровая подпись может использоваться для многих задач:

  • Для регистрации ООО через ЭЦП
  • Для своевременной подачи отчетности в налоговую
  • Для регистрации заявок на площадках “Торги” и “Закупки”
  • Для регистрации изменений в ЕГРЮЛ. Для этого, вам потребуется заявление Р13014, которое вы можете бесплатно подготовить с помощью нашего онлайн-сервиса, и КЭП, по которой сервис отправит готовый документ в налоговую.
  • Для обеспечения удаленных деловых процессов с партнерами и контрагентами. К примеру, с помощью КЭП можно заключать сделки в онлайн режиме.
Обратите внимание:если на текущий момент вы являетесь физическим лицом и вам нужна ЭЦП для регистрации ООО, придется обращаться в коммерческие удостоверяющие центры. Налоговая не предоставляет бесплатную ЭЦП физлицам.

2. Как руководителю компании получить ЭЦП для ООО

Чтобы получить ЭЦП для ООО в ИФНС, необходимо предварительно купить токен для записи электронного сертификата подписи, подать в налоговую документы и встретиться с инспектором, предоставив ему токен. Рассмотрим варианты онлайн и личной подачи.

2.1 Онлайн обращение

Для бесплатного получения электронной подписи, нужно подготовить документы для ЭЦП . Для ООО подача заявления доступна онлайн, в личном кабинете на портале налоговой службы. Данные в заявление автоматически переносятся из учетной записи компании.

После того как обращение в ФНС будет рассмотрено, руководителю организации потребуется лично приехать в инспекцию. Это необходимо, чтобы инспектор записал цифровой ключ на безопасный носитель - токен. Через личный кабинет можно оформить запись на прием заранее, подобрав удобное время посещения. При себе руководителю нужно иметь паспорт, свидетельство СНИЛС и флэшку-токен.

Обратите внимание:необходимо уточнить заранее, какие ИФНС в вашем городе выдают УКЭП. С выдачей цифровых сертификатов работают не все подразделения, например в Москве такая инспекция всего одна..

2.2 Личный визит в налоговую

Если у вас нет возможности подать заявление онлайн, можно оформить ЭЦП для ООО бесплатно при непосредственном обращении в ИФНС. Предварительно нужно записаться в подразделение, в котором доступна выдача УКЭП.

С собой руководителю компании нужно взять:

  1. Распечатанный бланк заявления (есть на портале ФНС, можно заранее заполнить данные)
  2. Паспорт и СНИЛС руководителя
  3. Токен для записи ЭЦП

3. Каким организациям недоступно оформление ЭЦП для ООО

Есть перечень юридических лиц, которым бесплатное получение сертификата УКЭП недоступно. К исключениям относятся банки и некредитные компании, операторы платежных систем. Например, если ваша организация занимается инвестиционной деятельностью или является ломбардом, придется получать ЭЦП в удостоверяющих центрах ЦБ РФ.

Обратите внимание:бесплатный выпуск ЭЦП для ООО в 2022 году доступен только при личном обращении руководителя Общества. Представители юрлица по доверенности получить подпись не могут. Также, невозможен бесплатный выпуск КЭП для сотрудников ООО. Как физические лица, сотрудники получают подпись через удостоверяющие центры.

4. Дополнения к ЭЦП: зачем нужны токен и КриптоПро

После выпуска уникального цифрового сертификата, налоговая

должна записать файл на безопасный цифровой носитель. Для этого, руководитель ООО сам приобретает токен. Это можно сделать в специализированных компаниях, удостоверяющих центрах, в интернет-магазинах. Перед покупкой токена важно убедиться в наличии сертификации ФСТЭК и ФСБ РФ у продавца и проверить стандарт носителя: допускаются только 3 стандарта - ESMART, Рутокен и JaCarta.

Кроме покупки токена, потребуется установка специальной программы на компьютер. Пользоваться ЭЦП можно лишь с программой КриптоПро CSP. Первые 90 дней криптопрограмма доступна на бесплатной основе, а после окончания демоверсии требуется оплата лицензии.

Подготовив необходимые дополнения, можно начать работу с УКЭП:
  1. Флэшку-токен необходимо вставить в компьютер, на котором установлена КриптоПро CSP.
  2. В программе нужно открыть документ, который планируете подписать
  3. Далее требуется выбор сертификата на токене
  4. Теперь можно кликнуть кнопку “Подписать” и отправить файл

5. Сумма расходов на получение ЭЦП для ООО

Оформление сертификата ЭЦП для ООО в ИФНС является абсолютно бесплатным, но запись подписи и работа с ней невозможны без дополнительных расходов:

  • Токен - стоит порядка 1500 рублей
  • Лицензия на КриптоПро CSP обходится в 1350 рублей за год или 2700 рублей без ограничения срока
Нюанс:на каждое устройство, на котором будет использоваться ЭЦП, потребуется отдельная лицензия КриптоПро. То есть, на каждый дополнительный компьютер придется оплачивать новую лицензию.

6. Срок предоставления ЭЦП для ООО в налоговой

Срок выдачи УКЭП не регламентирован. В большинстве случаев заявитель получает электронный сертификат в день обращения. В некоторых ситуациях ожидание занимает больше времени - в период высокой загруженности ИФНС.

7. Период действия сертификата УКЭП

Новые УКЭП (с 01.01.2022 г.) действуют 15 месяцев.

До 2022 года подпись предоставлялась на год. Бизнесмены, которые получали ЭЦП до указанного периода, имеют право пользоваться сертификатом до окончания, а после истечения срока - продлить его бесплатно.